Курская Дана Рустамовна – российский поэт, издатель, культуртрегер, член союза писателей Москвы.
Родилась в 1986 году в Челябинске. Стихи пишет с раннего детства. К 11 годам Дана Курская (Галиева) - лауреат международной благотворительной программы «Новые имена». Училась на филологическом факультете Челябинского Педагогического института, в Литературном институте им. Горького (семинары О. Николаевой).
С 2005 года живёт в Москве. Лауреат международной поэтической телепрограммы «Вечерние стихи» (2016), лауреат Всероссийской литературной премии им. А. Пушкина для молодых писателей и поэтов «Лицей», второе место в номинации "Поэзия" (2017); шорт-лист международной поэтического конкурса им. Н.С. Гумилева «Заблудившийся трамвай» 2017-2020), лауреат Всероссийской премии «Русский Гофман», лауреат премии имени И. Рождественского (2020), второе место поэтического конкурса «Состояние полёта» (премия проекта «Делаландия», 2024) и др.
Издано шесть поэтических книг: «Ничего личного» (Новое время, 2016), «Дача показаний» (Новое время, 2018), «Средство от земли» (Стеклограф, 2020), «Ночнушка» (Романов, 2022), «Спросите Кошкину» (Романов, 2023), «Броккен» (Перископ-Волга, 2023). Стихи Курской вошли в антологию «Живые поэты» (М., 2018), ей написано множество статей и рецензий на поэтические книги. Стихи переведены на английский, французский, татарский и корейский языки. Творчество Даны Курской - источник исследовательских работ в университетах.
Публиковалась в журналах «Знамя», «Интерпоэзия», «Перископ-Волга», «Новая юность», «Полутона» и др.
Организатор фестиваля современной поэзии MyFest с 2017 года, учредитель поэтической премии MyPrize для авторов возрастной категории от 35 лет и создатель литературного интернет-портала «Литоскоп». В 2021 года запустила литературные курсы «Курсы Курской», где преподают лучшие преподаватели - поэты и писатели.
Основатель и главный редактор московского издательства «Стеклограф», созданного в 2017 году. В 2024 году зарегистрирован товарный знак издательства. «Стеклограф» - участник Московской книжной ярмарки Non/fiction, 2024.
Ю.С. Дана, здравствуй!
Насколько мне удалось познакомиться со всеми интервью с тобой или с историями о тебе, опубликованными в сети, я заметила, что тебе задают схожие вопросы: как начались стихи, где ты училась, как стала культуртрегером, почему решила издавать книги и каковы твои дальнейшие планы. Мне хотелось бы поговорить о тебе как о поэте, у которого вышло 6 поэтических книг и, который продолжает самоотверженно издавать книги. Некоторые вопросы так или иначе будут дублироваться, но и время изменилось.
У меня нет задачи создать шедевр литературного интервьюирования, это мой дебют. Я хочу рассказать о тебе тем, кто далёк от поэзии, но хотел бы ориентироваться в современном поэтическом пространстве и знать больше имён, читать больше стихов современных авторов.
Итак, начну с вопроса о том, кто ты в первую очередь для себя – поэт, издатель, культуртрегер?
Д.К. Я в первую очередь для себя поэт.
Ю.С. Как ты справляешься с объёмом работы в издательстве? Кто поддерживает тебя? Кто вдохновляет? В чём ты находишь утешение и опору?
Д.К. Я, честно говоря, с трудом справляюсь, а утешение и опору уже ни в чём не нахожу. Объём работы колоссальный, и, поскольку издательство некоммерческое, приходится выполнять всё одной: я и курьер, и редактор, и менеджер по продажам, который, правда, не продает (но активно занимается распространением, прим. Ю.С.), я и айтишник, и служба доставки, и специалист по связям с общественностью, и логист, и юрист. Единственное, чего не умею, – это верстать и делать дизайн обложек, поэтому этим занимаются мои сотрудники, работающие на удалёнке. Да, на удалёнке, поскольку я сама себе и офис, и склад.
Ю.С. Время стремительно меняется, а поменялась ли команда твоего издательства? Кто сегодня с тобой работает: дизайнер, верстальщик, корректор?
Д.К. Команда издательства поменялась. Начинали мы с художником Александром Прокофьевым, потом к нам присоединился лучший в книжной индустрии верстальщик Дмитрий Макаровский. Сейчас Александр Прокофьев, в основном, иллюстрирует детские книги. Верстальщиков у меня теперь много, а еще со мной сегодня работает Ксения Столбова – мой оперативный и талантливый дизайнер обложек. Вот уже полгода у издательства новый корректор – Юлия Тишковская – замечательный поэт и моя любимая подруга.
Ю.С. Вернёмся к стихам. У тебя шесть поэтических книг. Первая вышла почти 10 лет назад, в 2016 году («Ничего личного», изд. «Новое время»). Твоя шестая поэтическая книга «Броккен» – отчасти избранные тексты, которые были опубликованы отдельными подборками или входили в предыдущие твои книги. Как ты отбирала эти стихи? Почему именно они стали основой для этой, шестой, книги стихов?
Д.К. Я выиграла премию журнала «Перископ-Волга», но к тому моменту, когда её выиграла, у меня уже вышла книга «Спросите Кошкину» (изд. «Романов», 2023). Я не знала, что делать, поскольку новых стихов ещё не написала, чтобы из них получилась следующая книга. Тогда моя мама предложила мне собрать книгу избранного. Я долго не могла приступить к составлению – на себя у меня никогда не хватает времени. Потом моей мамы внезапно и тяжело не стало, и я поняла, что мне крайне необходимо ради неё всё-таки эту книгу составить. В итоге ушло на составление всего меньше часа. В книгу вошло то, что уже получило отклик у читателей, и зрителей.
Ю.С. Поделись, пожалуйста, как ты составляешь подборки для журналов? Как давно ты собирала стихи для публикации или для премий, ведь ты – поэт. Публикации - это часть поэтического присутствия. С кем ты сотрудничаешь как автор, и что для тебя является критерием выбора журнала?
Д.К. Я не собираю подборки для журналов и стихи для публикаций. Уже два года этого не делаю. Считаю, что в такие времена публикации мои – бесполезное занятие. Если только кто-то просит, но такое бывает редко. Например, журнал «Интерпоэзия» публикует меня, я отправляю им новые стихи. Но вот своих авторов неизменно отправляю на различные премии, считаю, что для них это нужно. И сами они так считают. Вот, сидела, искала для них новые конкурсы, увидела премию Нади Делаланд, и почему-то за долгое время отправила туда и свои стихи тоже. Наверное, потому, что всё, рождаемой Надей, – это такой сконцентрированный свет, и захотелось как-то в лучах его погреться.
Ю.С. Какой совет ты можешь дать начинающим авторам, чтобы их подборки были приняты и прозвучали?
Д.К. Надо в себя верить и не считать, что весь мир тебе обязан.
Ю.С. Ты не раз говорила о своих любимых поэтах, и это чаще всего мужчины. Безусловно, Константин Рубинский (твой учитель), Дмитрий Быков, Юлий Гуголев, Олег Бабинов, которого, с сожалению, нет больше с нами, как и нет Вячеслава Памурзина, но есть их стихи и книги. Это и Евгений Волков и многие другие авторы-мужчины. Есть ли для тебя ориентиры в поэзии среди авторов-женщин?
Д.К. Стихи Анны Павловской я люблю с шестнадцати лет. До безумия люблю.
Ю.С. Кого из женщин-поэтов ты бы выделила сегодня (поэтика, способ высказывания, темы, сила поэтического голоса?)
Д.К. Я люблю стихи Анны Логвиновой. Она настолько узнаваема, что, если мне дадут сотни неподписанных стихов, я по интонации и стилю безошибочно определю, где там стихи Анны Логвиновой.
Ю.С. А если выбирать из авторов-женщин, книги которых ты издала или планируешь издать в ближайшем будущем? Кто наиболее непредсказуемо впечатлил?
Д.К. Я вот сейчас задумала издать книгу студентке моих курсов, ее зовут Дикая Аня. Тексты Ани необыкновенные, я бы сама их написала, если бы мне хватило таланта. Инфернальные, и одновременно прозрачные. Из молодых очень ценю Олю Гурилёву. Она как ранка открытая, но сочится абрикосом. Ну и мечтаю издать еще одну книгу любимой Оле Аникиной, ее поэзию невозможно не любить.
Ю.С. Позволю себе еще несколько вопросов об издательском деле. В соцсетях можно встретить твои негодования по поводу отношения авторов к труду издателя, расскажи, из чего состоит твой день? Поделись своим графиком, если это возможно. Чтобы не казалась прозябанием твоя многомерная деятельность.
Д.К. Мои негодования появляются в соцсетях все реже и касаются каких-то вопиющих случаев, когда авторы обвиняют меня в том, что они не получили премию, или на мою собственную книгу написали рецензию, а на их книги мало пишут. Они не очень хорошо понимают, что сейчас это всё очень затягивается. Бывают совсем тяжелые моменты, и они касаются, в основном, того, что деньги из магазинов от продажи книг долго идут до самих авторов, но, увы, это нормальная практика. Многим же кажется, что я на деньги своих авторов покупаю себе виллу (вторую или третью!) на Карибах. Авторы звонят, кипятятся. Ну вот такое бывает, да. И им всё равно, что я на себе таскаю эти книги по магазинам, а когда совсем не могу, то за свои деньги, которых очень мало, заказываю курьеров. За свои деньги рассылаю книги по магазинам России, по другим городам, торчу на почте в очередях… В общем, за одно это не стоило бы кричать на меня, конечно. Да я за семь лет всё больше привыкаю. Зато, если автор потом издается в другом издательстве, он часто звонит мне и переживает: «Дан, а такой-то издатель вообще не отдает книги в магазины! И на рецензии не рассылает! И презентации книгам не делает – или делает, но за деньги. Дан, а он и на премию мою книгу не выслал, сказал, что ему некогда. Может, Вы всё это сделаете, Дан?»
Ю.С. Какие у тебя в целом взаимоотношения с авторами? Удаётся ли тебе смотреть на автора в первую очередь как на талантливого поэта или прозаика, разделяя талант и конкретного человека? И что может оттолкнуть тебя от самого яркого дарования? С кем ты никогда не станешь работать сегодня? Как ты определяешь, что перед тобой стихи настоящего поэта или проза выдающегося прозаика, и что вкладываешь в понятие «настоящий»?
Д.К. У меня хорошие, человеческие отношения с моими авторами, всё реже среди них появляются странные люди. Оттолкнуть от самого яркого дарования может только то, что автор считает себя гением. Но, как показывает практика, чем менее одарён человек, тем он считает себя более одарённым. Я не Господь, чтобы решать, кто настоящий поэт или прозаик. Я издаю то, что мне самой очень нравится.
Ю.С. 1 марта 2024 года издательству «Стеклограф» исполнилось 7 лет. За 7 лет сколько книг издано? Сколько намечено на текущий 2024 год?
Д.К. За 7 лет работы издано 356 книг. В этом году вышло ещё 24 книги (апрель, 2024. Прим. Ю.С.). До конца года еще около 50 книг, наверное, издам.
Ю.С. Как оказаться под твоим крылом издателя? Читаешь ли ты самотёк или нужны рекомендации для того, чтобы ты обратила внимание на рукопись?
Д.К. Как правило, моими авторами оказываются те, кто самостоятельно присылают рукописи. Я всегда читаю всё, что приходит на почту. Хотя, если присылают роман, в котором 300 страниц в формате Word, и мне не зашло с первых строк, то уже не буду его дочитывать. Времени нет.
Ю.С. С какими магазинами ты сегодня активно сотрудничаешь? Удалось ли сохранить прежнее взаимодействие с теми книжными магазинами, с которыми ты работала с самого начала?
Д.К. Я сохранила взаимодействие с двумя главными магазинами – «Фаланстер» в Москве и с чудесный магазин «Поэзия» (книжный онлайн-магазин), который ведет в Челябинске Александр Самойлов. Я работаю с магазинами «Клуб», «Циолковский», в Петербурге сотрудничаю с магазином «Свои книги». Прорвалась на Озон через седьмые руки (смеётся). Есть онлайн-магазин на сайте издательства.
Ю.С. Поделись, пожалуйста, впечатлением от московской книжной ярмарки Non/fiсtion, которая прошла в начале апреля в Гостином дворе, и ты впервые была её участником. Соизмеримы ли оказались твои ожидания (если они вообще были) с тем, какой опыт ты получила и довольна ли, как прошла ярмарка в первую очередь для тебя самой и, конечно, для издательства «Стеклограф». Насколько интерес к поэзии и стихам современных авторов, книги которых ты издала и книги которых были представлены на книжной ярмарке, был высок? Какие книги больше спрашивали покупатели-читатели – стихи или прозу?
Д.К. Да, я поучаствовала в ярмарке. Не одна, с моими любимым коллегами по издательскому делу, с прекрасным издательством «ПиБюро», которое возглавляет Катерина Сорокина. Это был замечательный опыт, много полезных встреч, много обмена опытом. Продаж оказалось не очень много, поскольку я пока не поняла, как это работает именно на ярмарке. Было здорово, только физически очень тяжело, – постоянно куда-то бегаешь, таскаешь килограммы книг в одиночку. Больше всего востребованы были детские книги и книги формата нон-фикшн.